Воскресенье, 19.05.2024, 13:48Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Материалы для уроков
Главная » Файлы » Для уроков чтения

Статья "Совершенствование техники чтения на примере работы с пособием «ЧИТАЛОЧКА» (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)"
29.07.2014, 17:18

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ПОСОБИЕМ «ЧИТАЛОЧКА» (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)

Е.И. Объедкова, учитель МБОУ СОШ №91 г. Воронежа

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Успешное освоение всех школьных дисциплин неразрывно связано с умением хорошо читать. Умение вчитываться в текст, извлекать из него необходимую информацию, приобщение ребёнка к литературе как искусству слова невозможно без формирования полноценного навыка чтения. Обучение чтению – процесс двусторонний, включающий в себя технику чтения и понимание прочитанного. Овладение сознательным и выразительным чтением происходит тогда, когда техническая сторона чтения и понимание прочитанного сливаются в единый процесс.

Для совершенствования навыка чтения необходимо систематически работать над отработкой техники чтения. Психологи и педагоги, занимающиеся проблемой совершенствования техники чтения, утверждают, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, ежедневное выполнение заданий небольшими порциями.

Инструментом реализации задач, направленных на освоение приёмов правильного чтения является пособие «Читалочка» учебно-методического комплекта «Перспектива» под редакцией Климановой Людмилы Фёдоровны. Задания пособия подобраны таким образом, чтобы постоянно отрабатывалась техника чтения первоклассников.

«Читалочка» – пособие, предназначенное для отработки навыка чтения целыми словами. Разнообразный игровой материал может быть использован как в основной период – для читающих детей, так и в послебукварный – для детей, только что освоивших слоговое чтение. В пособии содержится материал для закрепления всех букв алфавита, имеются упражнения,  нацеленные на развитие правильного и выразительного чтения. Материал пособия можно использовать во фронтальной и индивидуальной работе для речевых разминок. Задания «Читалочки» способствуют снятию утомления, поддерживают интерес к обучению, стремление к познанию нового.

Материал пособия включает несколько разделов.

  1. Буквы и слоги. Повторяем и играем.
  2. Слог и слово. Читаем и играем.
  3. Слово и предложение. Читаем и говорим правильно.
  4. Предложение и текст. Учимся читать выразительно.

Каждый раздел имеет свои цели и задачи.

Основная задача первого раздела – помочь ученикам лучше запомнить буквы, научиться читать по слогам, ориентируясь на гласную слога.

Задача второго раздела – обеспечить переход от чтения по слогам к чтению целыми словами. С этой целью используются упражнения на расширение «поля чтения»: от чтения односложных слов к двусложным  словам, а также на целостное восприятие слов с дифференциацией их буквенного состава. Эти два вида упражнений используются и в других разделах пособия.

В третьем разделе учащиеся читают слова со знаком ударения или расставляют его самостоятельно, приучаясь ориентироваться на ударную гласную слова. Материал раздела, включающий не только слова, но и предложения, направлен  на формирование целостных приёмов чтения.

Основная задача раздела «Предложение и текст» – помочь учащимся осмыслить роль речевых задач в процессе чтения и использовать темп и силу голоса в зависимости от речевой задачи. В разделе собраны тексты и речевые упражнения, которые способствуют увеличению скорости чтения и установлению связи между техникой чтения и пониманием читаемого.

Целенаправленные упражнения, которые включены в пособие «Читалочка», помогают учителю формировать навык чтения более интенсивно. Такие упражнения не только вносят разнообразие в урок,  но имеют практическую пользу: развивается произвольное внимание, глазодвигательная активность, расширяется словарный запас.

Вот неполный перечень заданий раздела «Буквы и слоги. Повторяем и играем»

  • Прочитайте слова, подчеркните буквы гласных звуков.
  • Назовите фрукты. Впиши в схемы буквы гласных звуков.
  • Догадайтесь, какие слова зашифрованы с помощью рисунков, называя первые звуки слов.
  • Вставьте пропущенные буквы в слова.
  • Прочитайте слова. Какие из них обозначают несколько предметов.
  • Найдите заданные буквы  в пословице.
  • Подчеркните буквы, которые пишут после мягких согласных.
  • Прочитайте слоги парами. Укажите слоги с мягкими согласными.
  • Найдите в словах слоги с мягкими согласными.
  • Составьте из букв слова. Кто больше?
  • Соотнесите картинки со словами.
  • Прочитайте слоги по столбикам. Какие слова здесь спрятались?
  • Составьте из данного слова новые слова.
  • Составьте из слогов слова, читайте их быстро.
  • Игра на отработку определённого звука «Подскажи словечко» (с рифмованным окончанием).

Виды упражнений из раздела «Слог и слово. Читаем и играем»

  • Учитесь отчётливо произносить слоги: тихо – вполголоса – громко – вполголоса – тихо.
  • Чётко и быстро читайте столбики  слов, которые начинаются с одинаковой буквы.
  • Слова потеряли слоги. Найдите их, прочитайте слова.
  • Игра «Чудесные превращения слов», где в цепочке из пяти слов меняется  по одной букве в каждом последующем слове или добавляется буква. (ПаР – ПаРК – ПоРТ – СпоРТ – ПаРТа)
  • Ребусы  со слогами плюс рисунок. (Ба + бочка= бабочка).
  • Ребусы с буквами и  слогами  с необходимостью использовать предлоги. (В О ро на, в А ля)
  • Составьте из слогов слова. (Первый слог общий для всех; второй слог общий для всех слов). Читайте их быстро.
  • Читайте скороговорку медленно, потом быстро. Какой темп чтения соответствует содержанию?
  • Читайте чистоговорки по слогам, а потом быстро целыми словами.
  • Прочитайте  поговорку, объясните её смысл.
  • Прочитайте скороговорку так: один читает медленно, другой быстро.
  • Прочитайте слова целиком. Найдите в них общую часть.
  • Цепочки слов произносите так: тихо – громче – громко, медленно – быстрее – быстро. Найдите в словах сходство и различия.
  • Какое слово в цепочке лишнее?
  • Подберите похожие по звучанию слова.
  • Кто больше назовёт слов с определённой буквой с опорой на рисунок?
  • Что обозначают выделенные слова?
  • Прочитайте медленно, по слогам.  Посчитайте слова с определённой буквой.
  • Читайте слова по очереди.
  • Составьте предложения, используя группы слов.
  • Прочитайте слова. Назовите одним словом.
  • Прочитайте медленно. Затем попробуйте прочитать с конца, справа налево.
  • Составьте цепочки слов, начинающихся с определённой буквы.
  • Составьте словосочетания. Объясните их смысл.
  • Прочитайте слова, близкие по значению. Какое слово нужно добавить?

Перечисленные упражнения направлены на развитие речевого аппарата, чёткости произношения, на расширение поля зрения, на развитие смысловой догадки. Речевые упражнения  составлены с учётом наращивания трудностей в произношении. Они способствуют развитию слуховой и зрительной памяти, помогают развивать внимательное отношение к частям слова. Развитие техники чтения благодаря подобным упражнениям идёт быстрее.

Многообразие заданий помогает учителю повысить эффективность урока, создать презентации для большей наглядности и занимательности, для организации образной и динамичной самопроверки. Не секрет, как технически сложно и утомительно подготовить необходимый качественный наглядно-демонстрационный материал для тренировки правильного дыхания, артикуляции звуков, тренировки голосового аппарата.

На основе предложенных упражнений учителю легче разработать аналогичные задания, тренажёры и игры в соответствии с содержанием конкретного урока, особенностями класса.

Речевой материал большинства заданий близок возрастным особенностям детей. Это пословицы, считалки, рифмованные предложения, ребусы, загадки, весёлые скороговорки. Тем не менее, формы работы следует систематически менять. Это может быть чтение хором, по рядам, парами, четвёрками, по очереди; чтение шёпотом, «жужжащее» чтение, про себя, тихо, громче, очень громко; медленно, быстро, нараспев, под счёт; чтение слева направо, справа налево; чтение по строчкам, по столбикам, «как хочется», снизу-вверх, сверху вниз. Главное, чтобы не угасал интерес к процессу чтения, перерастая в потребность читать самостоятельно.

Литература

  1. Климанова Л.Ф. Уроки по обучению грамоте. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Климанова Л.Ф. Читалочка. Дидактическое пособие. 1 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Категория: Для уроков чтения | Добавил: roma736
Просмотров: 897 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright Объедкова Е. И. © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz